Анализ расхода топлива - как это делаем мы
Ситуация

Клиент приобрел несколько новых грузовых транспортных средств Hyundai. На эти автомобили мы установили систему спутникового мониторинга «АвтоГРАФ». Часть автомобилей с датчиком уровня топлива и контролем топлива, часть — просто навигация.

Было обнаружено, что данные по топливу отличаются от ожиданий — нет явной экономии или хотя бы соответствия расхода нормативным показателям. Разумеется, клиент обратился с недоумением. Как же так? Спутниковая навигация ставится для того, чтобы сэкономить, а на деле получается перерасход.
Назначение систем спутникового мониторинга и контроля топлива: дать исчерпывающую информацию и рекомендации, которые помогут понять, что происходит с расходом топлива в частности и работой транспорта в целом.
Решение

Нами был подготовлен подробный отчет, который наглядно показал, почему по некоторым автомобилям расход топлива отличается от нормативного. Делимся некоторыми деталями: отчет за ноябрь 2018 года по одному из транспортных средств, оборудованному датчиком уровня топлива.
Процесс
  1. 1
    Сверка заправок
  2. 2
    Сверка пробегов
  3. 3
    Анализ расхода топлива
Сверка заправок

В первую очередь проверили все заправки на соответствие стандартам нашей компании: заправка не должна отличаться более, чем на 2% от емкости бака.
Не стоит путать эти 2% с точностью датчиков уровня топлива, когда производитель заявляет погрешность измерений в 1%, а то и ниже. Процент погрешности, указанный в паспортах датчиков уровня топлива применим к идеальным условиям, не учитывает изменения физического состава топлива, наличия примесей в нем, “болтанку” и прочие факторы. И уж точно не зависит от объема заправки. Он лишь “говорит”, с какой точностью я готов определить уровень жидкости. Согласитесь, уровень далеко не одно и то же, что объем.
Анализ показал, что все заправки находятся в заданных пределах допустимых отклонений. При объеме бака 105 литров расхождения должны быть не более 105 * 0,02 = 2,1 л.

При месячном объеме заправки 1 815 литров (всего было 15 заправок) получилось следующее:
— если не учитывать отрицательные и положительные отклонения, то разница между данными по чекам и данными навигации составила 8,7 литров или 0,5% от 1 815.
— если складывать отклонения с учетом “плюс-минус”, то итоговое отклонение заправок по чекам и по навигации составило всего 0,31 литра или 0,02%.

Вывод: датчик уровня топлива работает корректно.
Сверка пробегов

Так как Заказчик сравнивает данные навигации с нормативами — важны данные по пробегам, которые будут умножены на нормы расхода топлива.

— Пробег по данным путевых листов, записанный с одометра автомобиля, составил 9 433 км
— Пробег по данным системы «АвтоГРАФ»: 9 466 км.

Разница составила 0,35%. Отличный показатель точности системы навигации.
Анализ расхода топлива

Все основные показатели сверены, приступаем к анализу расхода.

Для этого взяты несколько рейсов, в которых фактический расход по датчику уровня топлива оказался выше, чем по нормативам.

Благодаря датчику и навигации в целом, мы имеем возможность раскладывать расход топлива по рейсу на отрезки, вычленять холостой ход, смотреть, каков был режим работы транспортного средства, анализировать другие параметры.

Берем один рейс, где пробег составил всего 8,2 км. Расход топлива по датчику - 3,8 литров. Средняя скорость 13 км/ч. Система спутникового мониторинга рассчитала средний расход 45,2 л/100 км (если разделить 3,8 разделить на 8,2, получится чуть больше 46 л/100 км, но программа оперирует неокругленными значениями, поэтому расход по ее даным 45,2 л/100 км).

При этом система мониторинга показывает, что за этот рейс время работы двигателя на холостом ходу составило 1,5 часа. Норма расхода топлива данного вида Hyundai на холостом ходу составляет примерно 1,2-1,5 литра в час. Следовательно, из общего расхода мы можем исключить около 1,8 литра, которые потрачены в режиме холостого хода.

Остается 2 литра в движении, на основании которых расход получается уже около 24 л/100 км. Однако, это все еще далеко от нормы в 19 л/100 км.
  1. Что говорят нормативные документы?

    В Распоряжении Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» введены следующие поправочные коэффициенты для данного типа работ:

    — Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

    — Работа автотранспорта в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек (Барнаул) - до 15%.

    Таким образом при езде по городу, связанной с погрузочно-разгрузочными работами, норматив может быть увеличен на 10 и 15%:

    Норма расхода на 100 км = 19 + 19*10% + 19*15% = 23,75 л/100 км.

    Мы видим, что это почти 24 л/100 км, полученные нами по данным навигации и датчика уровня топлива.

    Более того, для новых или вышедших из капитального ремонта транспортных средств норма расхода топлива может быть увеличена на 10%.

    Анализ другого рейса показал, что на холостой ход пришлось 50% общего времени работы двигателя.  Отсюда большой расход, так как пробег небольшой, а расход топлива есть.
    Выводы

    Конечно, анализ показан в достаточно упрощенном виде и с округленными цифрами. Задача была поделиться ходом мысли. Важно понимать, что системы спутниковой навигации дают информацию, но напрямую никак не влияют на расход топлива. Они лишь показывают, как и при каких условиях это топливо расходовалось, где можно найти резервы экономии.

    Кроме того, нельзя вслепую доверять нормам. А, если доверять, то применять поправочные коэффициенты, зависящие от характера работы транспортного средства, где эта работа производится, каков возраст транспортного средства и так далее.

    Анализ данных рейсов показал, что расход топлива нового автомобиля Hyundai может оказаться гораздо выше 19 л/100 км. Но нужно понимать, что это расход не при езде по прямой, это расход, фактически составленный из самых различных режимов работы транспортного средства.
    Чем мы можем помочь вам?

    Очевидно, что делать подобные отчеты самостоятельно Клиентом не всегда есть возможность. Отсутствие времени, кадров, иные причины. Обращайтесь, мы готовы вам помочь.

    Помимо таких отчетов, которые делаются уже по факту, закажите у нас регулярную отчетность, в том виде, в котором она нужна именно вам, и она будет приходить к вам на электронную почту в удобное для вас время.

    Настройте с нашей помощью мгновенные уведомления на различные события такие, как сливы топлива, отсутствие транспорта на связи долгое время и так далее.